Пинок под зад сулит восторг полета.(с)
книга Виктора Франкла "Сказать жизни - «Да». Упрямство Духа (Первый вариант книги «Психолог в концлагере»)".
Так вот, за ней.

Итак. Если вы это уже читали, или представляете о чем это - давайте посмотрим вот на какой ракурс. Есть опыт, переживая который, человек задается вопросом "зачем все, если...(ситуацию опыта вписать)". Это не обязательно Аушвиц или Дахау, можно и не с таким размахом. Самое главное - суметь одним крепким пинком отделить человека от его смысла (или превратить этот смысл в осколки) и посмотреть, как он будет выворачиваться; и будет ли, или сразу признает себя грязью, а свою жизнь никчемной и лишней. Действенный пинок всегда бывает один, кстати: тот, после которого не поверить в происходящее невозможно. Все предыдущие недейственны, все последующие только закрепляют опыт.
Кто заинтересован в том, чтобы проделать такое с человеком? Другой человек, несомненно.Но не всякий Другой, а тот, кто УЖЕ находится в этой позиции (я - есть, смысла в этом - НЕТ, и я живу не ЗАЧЕМ, а ПОТОМУ ЧТО) и не вывернулся. В этом процессе они - иногда - обретают смысл или подобие смысла (что вероятнее) или по крайней мере нивелируют окружающий фон, удаляя из него все, что может указывать на неправильность их лайф-стайл. И событие подобного рода - всегда война идей, выражаемых предельно простыми словами, но очень глубоких. Это идея "НЕТ" и идея "ДА".
продолжение

Комментарии
02.06.2009 в 15:58

Я ночую только там, где любят меня
Дочитав до середины, я захотел ответить. Дочитав до конца - расхотел. Нужно сначала прочитать книгу, потом подумать, а уже потом....
Содержание поста очень созвучно мне. Не так давно я сделал выбор - и он был, скорее, "НЕТ". Что ж, посмотрим...

Однако что я точно могу сказать уже сейчас - не все так просто. Биполярность мировоззрения - исключение из правил. Не бывает абсолютного "ДА" и абсолютного "НЕТ".
02.06.2009 в 19:30

"по стене ползет кирпич. а за ним ползет другой. ну и пусть себе ползут. нам не нужен пенопласт!" (с?)
J-A-M
и все таки +1, ДА

хотя для меня это откровение довольно недавнее, после некоторых противоположных альтернатив.
и хоть оно не только и не столько про "это", посещение Аушвица сильно помогло поставить чувства. а потом и мозги на место.
02.06.2009 в 19:53

Свобода - единственный миф, за который стоит бороться. © Will Mert
Что ж, хорошая и правильная вещь, но может запутать.
Отчасти - разговор о крайностях. Ведь ясно же, что крайнее "да" или крайнее "нет" плохи, хоть и немного по своему.
02.06.2009 в 20:45

Зачем спешить?
>> Дочитав до середины, я захотел ответить. Дочитав до конца - расхотел.
Большой такой +1...

"ДА" в данном контексте слишком... хм.. однобокое. Слишком пугливое, беззащитное и БЕЗДЕЯТЕЛЬНОЕ.
А "НЕТ" бывает разное. Поэтому НЕТ.

>> Судари и сударыни, до того, как с миром это случилось, эти границы были НЕ ОБСУЖДАЕМЫ, внутреннее нравственное чувство в большинстве случаев останавливало человека перед тем, как он до них - в отношении себя или другого - доходил
Сейчас они тоже в большинстве случаев воспитываються в детстве. А в остальных случаях.... что-же, нам приходиться пологаться на "НЕТ". На "НЕТ" государственных и международных законов, на "НЕТ" тех кто выбрал работу "Стража порядка", на "НЕТ" военных в конце концов....
02.06.2009 в 21:11

Auferstanden aus Ruinen werden wir verehrt und angespien!
"И все-таки - ДА".

:friend:

Княжну читаю давно, и тексты ее люблю нежно, ибо что еще так хорошо может поставить на место мои нечеловеческие мозги - я не знаю.

02.06.2009 в 21:52

"до того, как с миром это случилось, эти границы были НЕ ОБСУЖДАЕМЫ, внутреннее нравственное чувство в большинстве случаев останавливало человека перед тем, как он до них - в отношении себя или другого - доходил. Вторая мировая война - это очень большое "НЕТ", фактически снесшее эти границы на фиг."

Тут выходит, что до этой войны никогда такого не было, но ведь и до этого были и войны с пленениями, и рабство, и традиционный уклад, и т.п. Чем именно эти лагеря отличаются от прочего?
03.06.2009 в 11:06

Надежда на миф вместо веры в живых людей.©
Пожалуй, не прониклась. Видятся мне в вышеприведенном тексте какие-то крайности - все равно, что поделить все на черное и белое, хорошее и плохое. Либо я его просто не поняла...
03.06.2009 в 19:55

Gimme smth FAST!
Да уж, пока осилишь такое изложение, вся охота что-либо отвечать пропадает.

Попытка свалить все в кучу и объяснить посредством дуализма. Где-то я это уже видел.

Теоретическую часть особо комментировать не буду. Мои аргументы в общем и целом совпадут с выводами сторонников ситуационного подхода, в частности, М. Дойча.

Но вот на этом остановлюсь отдельно:

«Более того: факт того, что Дахау, Аушвиц и Майданек не просто были, а стали достаточно ощутимым аргументом выбрать "НЕТ" для целого поколения (и распространить это "НЕТ" в свою частную жизнь), если факты вообще требуют доказательств, доказывается тем, с какой скоростью после Нюрнбергского процесса была создана и ратифицирована Декларация Прав Человека. Для международного правового документа - ОЧЕНЬ быстро.
Судари и сударыни, до того, как с миром это случилось, эти границы были НЕ ОБСУЖДАЕМЫ, внутреннее нравственное чувство в большинстве случаев останавливало человека перед тем, как он до них - в отношении себя или другого - доходил. Вторая мировая война - это очень большое "НЕТ", фактически снесшее эти границы на фиг. И то, что их пришлось прописывать юридически, говорит о том, прежде всего, что все, кто этот опыт получил, остались со знанием, что ВОТ ТАК - теперь - тоже можно. И ЭТО - теперь - тоже не является безусловно сохраняемой ценностью. У Франкла есть об этом, в конце книги, найти будет нетрудно».

-Это полная ЧУШЬ.

Если создаются правовые нормы, значит это комуто нужно. Читай выгодно. Если одни преступники объявляются героями, а другие - злодеями, значит, это тоже кому-то выгодно. Если кто-то станет убеждать, что Холокост - это самый страшный геноцид за всю историю Человечества, то флаг ему в руки. Со вполне определенной символикой..

С гражданами Советского Союза, попавшими в плен к германцам (не люблю этноним "немцы), обращались таким образом только потому, что Сталин не стал подписывать соответствующие международные конвенции. Не стал потому, что ему это было НЕ выгодно. Тем не менее, именно по настоянию советской стороны к нацистским преступникам применили хотя бы формальные правила судопроизводства, хотя изначально союзники это делать не собирались. Почитайте материалы Нюрнбергского процесса. Если умеете думать, то поймете очень многое. В т.ч. о современном устройстве мира.

Читая недавно книгу другого М. Дойча "Коричневые", наткнулся на просто восхитительный пример. Не так давно в Германии одного человека подвергли уголовному преследованию за отрицание Холокоста. Человек подал жалобу в Верховный суд Германии, в котором сослался на свое конституционное право на свободу слова и собственное мнение. Ответ был следующим: "Право на свободу слова не предусматривает право на ЛОЖЬ". А в данном случае - и на заблуждение, и на собственное, никому не навязываемое мнение. И это я тоже где - то уже видел. А Вы?
03.06.2009 в 20:02

Gimme smth FAST!
Если вкратце: Каждый выбирает то, что в сложившейся ситуации соответствует его личным либо групповым интересам.
03.06.2009 в 20:26

Я ночую только там, где любят меня
Читаю сейчас эту работу... Дочитал не до конца, но уже могу подвести кое-какие итоги. Автор говорит о том, что внутренняя духовная свобода порождает смысл. Точнее - порождает поиск смысла, смысл же сам по себе может быть найден в чем угодно - например, в страдании, даже если нет возможности для творчества или переживания. В качестве примера он приводит одну очень интересную с этой точки зрения ситуацию: молодой человек узнает, что неизлечимо болен, вместо того, чтобы впадать в отчаяние, радуется тому, что ему предоставлена возможность стойко встретить смерть в лицо. Заключенные попадали в ситуацию, в которой они фактически лишались - субъективно конечно - будущего, а точнее - уверенности в нем. Поэтому ими и овладевала апатия, они теряли опору - еще один важный термин - и оборачивались к прошлому. И поэтому они теряли даже малейшую возможность изменять действительность.

Борьба с этим возможна лишь волевым усилием, выбором, сделанным в сторону своего внутреннего духовного мира через перешагивание себя. Автор протестует против торжества материального над духовным. "...самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой".

Если вкратце: внутренняя духовная свобода => нахождение смысла => опора => превосхождение самого себя => победа духа над материей, и поэтому => нет отворачивания от реальности.
Это - то, что "Княжна" назвала "ДА".

Кстати, автор весьма непоследователен - в середине книги он опорой называет свою любовь к супруге, а уже ближе к концу - что-то иное. Честно говоря, это сначала ввело меня в некоторое недоумение - какой смысл было пытаться анализировать духовное положение, если исходить сугубо из любви, когда это - категория весьма редкая, эфемерная и относительная.

Дочитаю до конца и выскажу свое мнение. Но уже из этой схемы у меня возникли вопросы. Автор говорит о внутренней духовной свободе как о некой данности, даже неоднократно подчеркивает, что это свойство присуще не каждому. Вместе с тем, обоснования этой самой свободы он не делает. Нелюбимый мной Солженицын даст ему много очков вперед - он говорит о человеке, личности как о причине, а не о каком-то качестве. И в этом контексте эта мысль выглядела бы правильно и последовательнее. Впрочем, я еще не дочитал, возможно, мое мнение поменяется кардинально.

С вашего позволения размещу у себя на дневнике пост и ссылку.
03.06.2009 в 21:27

Gimme smth FAST!
Пример из жизни: мой дед, чтобы не сдохнуть от голода в лагере для военнопленных, замочил лопатой охранника, сбежал и укрылся в доме, где моя бабушка работала на германскую хозяйку, жену полковника Вермахта, которая впоследствии передала его американцам.

Вот это правильный подход. А размазывать сопли на тему "сознание первично, материя вторична" можно сколько угодно.
03.06.2009 в 21:36

Я ночую только там, где любят меня
Уважаемый Гарольд, тема, которую поднимает Княжна и автор - не способ "замачивания" лопатой охранника. Несомненно, стоит только восхититься удачливости вашего деда и его воли к жизни, но темой исследования является причина и механизм образования этой самой воли, а не ее внешние проявления.

Кстати, интересный вопрос - как-то связано "ДА" и воля к жизни, или это сепарированные понятия?
03.06.2009 в 23:07

Gimme smth FAST!
Уважаемый А-р, я говорю не о способах нейтрализации охранника с помощью подручных предметов , а о важности грамотной оценки ситуации, своих интересов и возможностей.

Мой дед, безусловно, был волевым и удачливым человеком, но выбраться из концлагеря ему удалось именно за счет правильной оценки вышеперечисленного.

Так, за время пребывания в лагере научился немного изъясняться на германском и английском. (Благо лагерь был международный. Заключенные жили в разных условиях, но контактировали между собой. ) Добросовестным трудом добился ряда вольностей, например, возможности общаться (во время "перекуров" на работе) с остарбайтерами и местным населением. Узнал, что муж хозяйки местного привокзального кафе сам попал в плен в Нормандии, и что человек она добрый. Наладил контакт с другими заключенными, один из которых, кстати, американец, помог ему при побеге. И т.д., и т.п.

Короче говоря. Если ты попал в сложную ситуацию, и у тебя есть время подумать, то:

1) Как можно более четко и детально оцени ситуацию и свое положение в ней.

2) Определи, каким образом можно изменить ситуацию в лучшую для себя сторону, т.е. главную цель.

3) Оцени свои возможности, ресурсы, а также все реальные пути их увеличения.

4) Опираясь на все это, разработай стратегию и тактику поведения, желательно - на разные сценарии развития событий.

5) Выполняй, отслеживая изменения ситуации и реагируя на них в соответствии с выбранной стратегией.

Сложная ситуация - не время для философских обобщений. Ты же хочешь жить, правда? Вот и делай, что нужно для этого.

Вопросы?
03.06.2009 в 23:17

Я ночую только там, где любят меня
"Некогда думать, прыгать надо", да? *Фыркнул* сразу виден подход делового человека.
Вы, конечно, во многом правы. Вся проблема в том, что существует ситуации, когда у человека нет выхода как такового. Лагерь заключенных - это лишь пример подавления личности, большая трагедия для человека. А представьте ситуацию, когда человек попадает в лагерь смертников.
Ваше желание указать на различие теории и практики, несомненно, достоин внимания, но с категоричностью я приниципиально не согласен. Автор текста именно благодаря жизненой позиции (которая, к слову, являлась результатом "философствований") смог выжить.
04.06.2009 в 00:14

Gimme smth FAST!
Нет. Когда совсем некогда думать, в силу вступает принцип "Делай, что можешь, и будь что будет". Уже некогда что-либо составлять и расписывать.

Выход есть всегда. И пока ты жив, у тебя есть хоть какой-то шанс. Хотя бы шанс показать себе и другим, что ты не сломлен, ты не сдался. Даже когда тебя привели на расстрел, можно, например, подарить командиру расстрельной команды на память свои именные часы и самому скомандовать: "Пли!", как это сделал наполеоновский маршал Ней.

Разные ситуации, конечно, есть. Самое страшное - это когда ломают долго, жестоко и профессионально.
Хотя, если непрофессионально, то часто бывает еще хуже.

У теории и практики не должно быть противоречий. "Грош цена той теории, которую нельзя применить на практике", - говорила мне профессор психологии Наталья Владимировна Гришина. И в этом я с ней согласен полностью.

И в чем же состояла жизненная позиция автора текста, если вкратце?
04.06.2009 в 13:54

Я ночую только там, где любят меня
*в дополнение к своему 1му и второму посту. Гарольд, рекомендую вам прочитать произведение, оно не очень большое.

Как я и думал, прочтение книги до конца в корне поменяло мое понимание ее. Точнее. значительно дополнило.

Проблема людей в таком критическом положении - отсутствие смысла. "Чего ждать от жизни?" Но Франкл прямым текстом говорит, что не тебе надо чего-то ждать от жизни, а жизнь ждет от тебя. Почему ты должен принимать это и как-то считаться с жизнью? Да потому, что кроме тебя у этой жизни никого нет.

Имеется в виду не абстрактная жизнь, а твоя личная, то есть, конкретная жизнь. И то, что она ждет от тебя, может проявляться как конкретно - человека ждет сын, неоконченный труд, - так и, на худой конец, абстрактно - твоя личная жизнь как таковая. (если быть честным, то первый вариант - частный случай второго).

В чем же проблема лично для меня и, наверное, для многих? В том, что Франкл высказывает абсолютно иную позицию, не схожую с моей. Согласно моей - смысл жизни придан Изначально. Он объективен (возможно даже придан извне кем-то), и, более того, легко определим. Для меня и большинства европейцев смысл жизни - быть счастливым. Поэтому, если шанса быть счастливым не предвидится вообще, наступает апатия и в конечном итоге смерть. У Княжны этой позиции соответтсвует "НЕТ", изначальное "ДА" и первое "ДА".

Но. Согласно позиции Франкла, смысл не объективен (и кстати, не статичен). Смысл бессмысленно искать, его нужно создать - здесь и сейчас, своим волевым решением (а потом, кстати, можно поменять). Это - акт ответственности перед жизнью. У княжны это - второе "ДА".

Но вся проблема в том, что оба они предлагают поменять основы жизненной позиции. А вот это очень трудно. Естественно, позиция Франкла намного более трудна, и человек будет подсознательно или вполне сознательно (что вряд ли) сопротивляться. Ему так неудобно. А вот обществу, кстати, будет по фигу - это слишком субъективно.

Какую же позицию выбрать? А смотря чего мы хотим. Но это ответ не на пять минут...
05.06.2009 в 03:34

Gimme smth FAST!
А-р Да, судя по всему, это произведение определенно стоит прочитать. Для меня размер работы не имеет значения, главное, чтобы было интересно и познавательно).

Хм, я, в принципе, могу только поддержать позицию Франкла в Вашей интерпретации. Насколько она совпадает с моей - это уже другой вопрос, но, ИМХО, позиция разумная и здоровая.

Интересно, а что Вы подразумеваете под словом "счастье"? Для меня счастье - это те скоротечные минуты, даже секунды, когда ты можешь сказать себе: "Я счастлив", ловишь себя на этой мысли и ощущении. И не так важно, где и когда именно это происходит: на лесной лужайке, покрытой лесными цветами, в объятиях возлюбленной, или когда просто занимаешься любимой работой. (Почему бы и нет?) А какое-то постоянное, бесконечное счастье, по сути, равносильно смерти. Тебе незачем идти дальше, что-то делать, что-то менять. А жизнь - это динамика.

Главный смысл жизни лично для меня заключается в том, чтобы жить. Потому что жить - это лучше и интереснее, чем не жить. А прочие маленькие и большие смыслы для себя действительно можно найти в чем душе угодно)
05.06.2009 в 04:30

Gimme smth FAST!
Кстати, возвращаясь к теме, т.е. к рассуждениям Княжны по поводу "Да" и "Нет". На мой взгляд, "Да" и "Нет", даже в подобной интерпретации, можно сравнить с единичкой и ноликом в программировании. В любом случае, расставлять единички и нолики приходится в зависимости от того, какая Вам нужна программа. Так вот, говорить: "Я выбираю да", или: "Я выбираю нет!" так же абсурдно, как говорить: "Я выбираю единичку!" или: "Я выбираю нолик!".
05.06.2009 в 23:08

Я ночую только там, где любят меня
Пардон, что отвечаю так редко - экзамены не способствуют...
Счастье? Понятие субъективное. *пожал плечами* Это некоторое состояние... "Когда хорошо". Для каждого свое.

"Тебе незачем идти дальше, что-то делать, что-то менять. А жизнь - это динамика."
Не соглашусь. Во-первых, счастье может быть и в движении. Если лично вы заметите, что застынете на месте, видимо, вы перестанете быть счастливым. и начнете движение дальше - к счастью. А во-вторых, почему вы вообще так решили? Если вы счастливы, зачем двигаться дальше? какой стимул? Если вы скажете, что в развитии состоит смысл человеческой жизни, тогда вы либо придерживаетесь иной позиции (не счастье является смыслом), либо упускаете тот момент, что человек в этом саморазвитии счастлив - следовательно, смотри "во-первых".

Главный смысл жизни лично для меня заключается в том, чтобы жить.
Жизнь как самоцель, huh? Спорная позиция. Но тоже вариант. В таком случае вам, видимо, не грозит "НЕТ", либо вы с ним еще не встречались.



даже в подобной интерпретации, можно сравнить с единичкой и ноликом в программировании.
Вот тут не соглашусь с Вами - и кстати, возьму свои слова назад, сказанные ранее. Во-первых, система триполярная - "НЕТ", "ДА№1" и "ДА№2".
А во-вторых, речь идет о жизненной позиции как таковой. Жизненная позиция - настолько широкое понятие, что здесь-то как раз и возможно употребление категоричных понятий (но в максимально широком смысле!). То есть, вопрос идет о том, чтобы глобально жить или не жить. Насколько жизненная позиция проявляется в каждом конкретном случае - другой вопрос, да и не о том он. Человек, глобально выбрав первый вариант, не обрекает себя на постоянный однотипный ответ по жизни - где-то он может опустить руки, где-т наоборот принять активную позицию, но глобально он действует в рамках своего выбора.
06.06.2009 в 00:59

Gimme smth FAST!
Думаю, о счастье больше говорить не стоит: либо я не знаю, что это такое, либо Вы, либо мы оба). В любом случае, это действительно понятие предельно субъективное. За что его и не люблю.

"Жизнь как самоцель, huh? Спорная позиция. Но тоже вариант. В таком случае вам, видимо, не грозит "НЕТ", либо вы с ним еще не встречались."

- Не совсем понял, что Вы имеете в виду.

По поводу "Да" и "Нет": я утверждаю, что ни один человек (либо, в крайнем случае, подавляющее большинство людей) не может "глобально" выбрать какой-либо из этих вариантов со всеми разновидностями. Например, Вы готовы сказать "Да" террористам, наркомафии, отморозку, пытающемуся Вас зарезать? Вы лично готовы признать за ними право на их позицию и на ее свободное выражение (в т.ч. через соответствующие действия)?

Как правило, мы готовы сказать "Да" в любой форме только тем, кто говорит нам "Да". Оспорьте, если не согласны.)
06.06.2009 в 01:07

Я ночую только там, где любят меня
1) Если для вас жизнь - самоцель, любая трагедия не сможет вас сокрушить, пока вы еще живы. Это похвально и довольно редко.
2) Конечно нет, и Княжна об этом пишет. Я говорю глобально жизни "ДА" во всех ее проявлениях - в том числе и в моем сопротивлении тому, что я не считаю правильным. Или глобально жизни "НЕТ" - как своей, путем сложения рук, так и чужой - путем навязывания собственных идей. Рекомендую прочитать книгу Ричарда Баха "Иллюзии", там были интересные рассуждения на этот счет.
3) А если "НЕТ" состоит всего лишь в словесном порицании? Третья позиции предполагает возможность сказать "ДА" и таким.
06.06.2009 в 02:29

Gimme smth FAST!
А-р

1) Я все-таки разделяю понятия "цель" и "смысл". Смысл жизни - это нечто априорное. Для меня он заключается в самой жизни. А вот цель или цели - это то, что я выбираю сам. Т.е., грубо говоря, на что я эту жизнь осознанно трачу). Главная цель может совпадать со смыслом, а может и не совпадать.
Кстати, во многих случаях цель оказывается главнее смысла. Пример - исполнение воинского долга человеком, смысл жизни которого заключается вовсе не в защите Родины с оружием в руках. Вообще, по моему мнению, воинский долг - это, прежде всего, долг Воина перед собой, верность данной клятве. Так вот, осознанно идя на смерть, человек жертвует тем, что является для него априорным смыслом жизни (например, продолжение Рода=) ради совсем недавно появившихся целей - верности данной клятве и защиты Родины от врага.

Трагедия может сокрушить, но если она тебя не уничтожила, т.е. ты жив, то у тебя есть шанс подняться с колен. А сдохнуть всегда можно успеть)

2) Исходя из данной логики, если Вы сопротивляетесь тому, что не считаете правильным, значит Вы уже не говорите жизни во всех ее проявлениях глобальное "Да". Вообще, хотелось бы посмотреть на того, кто говорит "Нет" тому, что считает правильным.)

Ричарда Баха я пробовал читать. Не впечатлило.

3) Я же говорю: все зависит от конкретной ситуации.
15.06.2009 в 18:40

I will ride, I will fly, Chase the wind and touch the sky.
Проанализировав своё поведение, я выбираю "ДА".